None
Воскресенье, 04.12.2016, 19:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Март » 27 » None
    21:08
     

    None

    windows-1251

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
    Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
    Возможность коренного изменения сложившейся ситуации связана с научной разработкой проблем экологического воспитания на основе выявляемых современными философами и культурологами перспектив перехода человечества к ноосферной цивилизации через утверждение в обществе экокультурных ценностей.
    Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои специфические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.
    Воспитание экологической культуры личности определяется универсальным значением природы для человека и общества и включает в себя знания о компонентах и их взаимосвязях в системе «человек-общество-природа», а также нравственное и эстетическое отношение к природе.
    Содержание воспитательной работы включает усвоение знаний о природных и социальных процессах и явлениях; формирование ценностных ориентаций экологического характера, радиоэкологической культуры. Формируется социальная база для реализации идеи устойчивого развития общества. Возможно использование традиций народной педагогики по отношению к природе (связь с малой родиной, ее историей, культурой народа).
    Условия:
    - сочетание различных форм, методов и средств формирования у обучающихся экологической культуры;
    - повышение экологической культуры педагогов;
    - практическая деятельность обучающихся по охране природы;
    - взаимодействие учреждений образования с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями и объединениями, субъектами природоохранной деятельности.
    Возрастные особенности.
    Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: накопление и развитие знаний об окружающем мире, становление научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.
    Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: использование знаний экологического характера, формирование опыта социального взаимодействия и ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности.
    Обучающиеся на III ступени общего среднего образования: систематизация знаний о природе, а также об экологических проблемах индустриального общества; дальнейшее развитие ценностных ориентаций, определяющих отношение к природе; реализация экологических знаний в общественно полезной деятельности и профессиональной подготовке.

    Экологическая игра

    “Счастливый случай”

    ЦЕЛЬ: выявление и формирование экологических знаний у учащихся, глубина и широта их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы.

    ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: викторина «Счастливый случай»
    Участники: 2 ведущих, 3 команды по 8 человек.

    ОБОРУДОВАНИЕ: секундомер, магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телевизионной викторине «Счастливый случай».

    I.Тур.

    1.Интеллектуальная разминка «Вопрос-ответ». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не знает правильного ответа, то ответ может дать другая команда. В этом случае ей присуждается 0,5 балла.
    ВОПРОСЫ.
    1.Какой день (по календарю) считается началом весны?
    2.Какой снег быстрее тает – чистый или грязный?
    3.Почему весной не бьют пушных зверей?
    4.Кто раньше появляются весной – летучие мыши или летучие насекомые?
    5.Какие цветы первыми расцветают у нас весной?
    6.Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения?
    7.Когда заяц-беляк бывает всегда заметней?
    8.Слепыми или зрячими родятся зайчата?
    9.какой у нас самый маленький зверь?
    10.Какая у нас самая маленькая птица?
    11.У каких наших птиц певчих самцы желтые, а самки зеленые?
    12.Какие два дня в году солнце бывает на небе ровно полусуток?
    13.Что вниз вершиной растет?
    14.Печь не топится, дрова не курятся, а тепло заводится?
    15.Летит, молчит, сядет – молчит, как умрет да сгниет, так и заревет?
    16.Воронко бежит, а оглобеньки стоят.
    17.Матушкой-зимой в белом саване, а матушкой-весной в цветном платьице.
    18.Зимою греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
    19.Что было вчера, и что будет завтра?
    20.Не дерево, а суковато.
    20.Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу?

    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.
    1.21 марта.
    2.Грязный, потому что он темный. Темные цвета поглощают больше солнечных луче й. (В черной шапке летом жарче всего).
    3.Весной пушные звери линяют, теряют густой и теплый подшерсток; это обесценивает мех. Кроме того, весной у зверей детеныши.
    4.Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.
    5.Мать-и-Мачеха, перелески, подснежники.
    6.Белая куропатка – зимой она белая, а летом пегая.
    7.Когда вылиняет в серый цвет, раньше, чем растает снег, или когда земля обнажится прежде, чем беляк вылиняет.
    8.Зрячими.
    9.Землеройка-малютка. Длина её всего три с половиной сантиметра (без хвоста).
    10.Подкоренник (крапивник) и королек. Они почти одинакового роста: меньше стрекозы-коромысла.
    11.У клестов.
    12.21 марта – в день весеннего равноденствия.
    13.Ледяная сосулька.
    14.Весной тепло от солнца.
    15.Снег; растает, ручьи побегут, заревут.
    16.Воронко – река, берега – оглобельки.
    17.Земля зимой в снегу, весной цветами одевается.
    18.Снег.
    19.Новое утро.
    20.Олень
    21.Сорока.

    II Тур.

    1.Следующий конкурс – экологическая викторина. Вопросы викторины охватывают две области знаний:
    а) Взаимосвязь природы и общества
    б) Биотические отношения
    Условия конкурса: каждая команда должна выбрать область знаний, из которой ей задают вопросы. Затем капитаны команд тянут листики с номерами вопросов. На обсуждение команде дается 1 мин. Если команда вытягивает номер вопроса до «х», это значит, что команде выпал «счастливый случай». За правильный ответ на такой вопрос команда получает 3 балла.
    Каждая команда должна дать ответ на 4 вопроса из двух областей знания (по 2 ответа на каждую область знаний).

    ВОПРОСЫ

    I. Взаимосвязь природы и общества.
    1.Что называют памятниками природы?
    (Ответ: памятники природы – уникальные или ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты).
    2.Что представляет собой национальный парк?
    (Национальный парк – территория, исключительная из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью охраны природных комплексов, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность).
    3.Что представляет собой заказник?
    (Заказник – участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов).
    4.Что представляет собой заповедник?
    (Заповедник – участок территории суши или акватории, с находящимися в его пределах природных объектов, полностью исключенными из всех видов хозяйственного использования).
    5.Что называют черным списком?
    (Черный список – международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки, гербарии).
    6.Какие утечки нефти наносят больший вред экосистемам: небольшие по объему, но постоянно повторяющиеся, или единичные, но большие?
    (Наибольший вред экосистемам наносят небольшие по объёму, но постоянно повторяющиеся утечки нефти).
    7.Что такое «смог»?
    (Смог – скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли).
    8.Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям?
    (К кислотным дождям наиболее чувствителен огурец).
    9.Учеными установлено, что листья деревьев, которые растут в пригородах , на единицу поверхности имеют в 10 раз больше устриц, чем листья растений из сильно загрязненных промышленных районов. Какое это имеет значение для растительного организма?
    (При меньшем числе устриц уменьшается масштаб отравления растений и увеличивается их выживаемость).
    10.Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?
    (Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха, а воздух городов загрязнен).

    II.Биотические отношения.

    1.при массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить? (Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы).
    2.Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова?
    (Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых вредителей сельского хозяйства, в результате урожайности сельскохозяйственных культур падает).
    3.В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
    (Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания).
    4.Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?
    (В результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергается действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида).
    5.После заселения озера всеядными рыбами численность дафний в нем возросла. Предложите возможные гипотезы для объяснения этого факта.
    (После заселения озера всеядными рыбами количество молоди, питающейся дафниями, уменьшилось и, как следствие, число дафний возросло).
    6.Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель?
    (Разные виды цапель практически не конкурируют в борьбе за пищу, так как у каждого из них своя экологическая ниша).
    7.Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?
    (Нет. Хищники уничтожают имущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых).
    8.В лесу вырубили все старые дуплистые деревья, Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
    (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы-дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые-вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья).
    9.Люди часто убивают хищных птиц, считая, что делают доброе дело. Подумайте над словами из книги: «Сарыч был еще жив, только большие глаза его глядели гордо и в упор, и столько злобной ненависти к нам, убийцам и разорителям его гнезде чудилось мне в этом взгляде, что защемило сердце и было немного стыдно». Какую роль играет Сарыч в природе?
    (Сарыч питается мышами, крысами, ловит гадюк, саранчу, лягушек. Иногда нападает и на полезных птиц, однако польза, которую он приносит, гораздо больше вреда)
    10.Почему березы называют пионерами леса, а березовый лес – временным?
    (Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари; ее сеянцы не боятся яркого солнца и заморозков. Под её кроной поселяются молодые елочки, всходы которые погибают на открытых местах от солнечных ожогов и заморозков. Со временем ель вытесняет березу, которой среди разросшихся елей не хватает света).

    III.Тур.

    1.Каждая из команд подготовила вопросы соперникам. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На вопросы должны быть ответы полные и четкие.

    IV.Тур.

    Кто из нас в детстве не увлекался книгами Фенимора Купера и фильмами, поставленными по ним? Никогда не забыть нам образы смелых, гордых, честных людей. А какие странные и в то же время завораживающие, емкие имена давали своим собратьям и белым людям североамериканские индейцы: Соколиный Глаз, Быстроногий Олень.
    Живя среди природы, сохраняя из поколения в поколение знания о ней и свои обычаи, эти люди видели все вокруг глазами природы и наделяли всех и вся образами природы.
    Задание 1.
    Какие фамилии произошли:
    От а) зверей
    б) птиц
    в) рыб
    г) насекомых
    А если вспомнить мудрые изречения, хлесткие прозвища, даваемые у нас в народе, в том числе и с помощью «живых синонимов», то они окажутся не менее выразительными и точными, чем у любого народа в мире, а может и более.
    Задание 2.
    Оказывается, живые синонимы могут передать и тонко отразить
    а) черты характера
    смелый как (лев)
    беспечный как (стрекоза)
    ничтожный как (вошь)
    бесформенный как (амёба)
    глупый как (утка)
    привязчивый как (пиявка)
    вороватый как (сорока)
    б) внешний вид, облик человека
    колючий как (еж)
    толстощекий как (хомяк)
    косолапый как (медведь)
    желторотый как (птенец)
    в) особенности разговора человека
    трещать как (сорока)
    пищать как (комар)
    шипеть как (змея)
    визжать как (поросенок)
    долбить как дятел.

    А теперь вспомните названия растений, которые имеют «отношение» к животным. Например, волчье лыко …
    львиный зев заячья капуста медвежье ушко
    мышиный горошек кукушкин лен конский каштан
    гусиный лук змеиный горец вороний глаз
    лисохвост верблюжья колючка …

    V. Тур.
    А сейчас мы с вами поговорим о растениях, которые всем хорошо знакомы и в то же время скрывают от нас много тайн.
    Знакомы незнакомцы.
    1. Историческая справка.
    Имя «береза» возникло в глубокой древности. Корень этого слова – общий для всех индо-евпропейских языков. Литовское «бержас», древнеиндийское (бхурийас), скандинавское «бьёрк», немецкое «бирке» – все это варианты одного и того же слова, древнейшим корнем которого было индо-европейское «бхе» – светлый, сверкающий.
    У славян березы считались священными: охраняющие, оберегающие человека. Слово «беречь», «оберег» – амулет, талисман, тоже близки по происхождению со словом «береза».
    Вопрос:
    Почему березу называют деревом четырех дел:
    Первое дело – мир освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать?
    Ответ:
    1 дело – раньше крестьянские избы в России освещались березовой лучиной;
    2 дело – из бересты получали деготь – черную маслянистую пахучую жидкость. Этим березовым дегтем смазывали колеса телег и карет, которые без смазки скрипели и пищали на все лады;
    3 дело – березовый сок и березовые почки – хорошие лекарственные средства;
    4 дело – березовые веники.
    2.Информация для раздумий.
    В отличие от берез век дуба долог. Трехсотлетние великаны часто встречаются в наших лесах. А некоторые деревья доживают до 900 летнего возраста. Древесина у дубов крепкая, тяжелая. Она необыкновенно прочная. Со дна рек иногда поднимают так называемый черный или мореный дуб, который пролежал под водой не одну сотню лет – его почерневшая древесина стала только красивее и прочнее. Недаром с дубом связывают представления о крепости и силе. Одного боятся эти могучие деревья – сурового климата и сильных морозов.
    Вопрос:
    У дуба есть одна, очень интересная особенность
    Что такое Ивановы побеги?
    Ответ:
    Дуб дает два поколения побегов за один сезон. Первое поколение – весной, когда из почек развиваются нормальные побеги. Но проходит несколько недель, и весенний побег как бы «достраивается». Трогается в рост его верхушечная почка и дает начало новому побегу. Такие новые побеги появляются в середине лета. Отсюда и получили название «ивановых».

    Подведение итогов.

    Просмотров: 115 | Добавил: cdoymen | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016 | Сделать бесплатный сайт с uCoz