Мастерская "Баловастики"
21.06.2011
«Изучаем и творим. Растения и бусы»
Сегодняшняя встреча в нашей мастерской началась с рассказа о растениях: какие бывают растения, как различить однолетние и многолетние растения, какое строение у всех растений – эти и другие вопросы были наглядно разобраны вместе с ребятами.
Ребята для лучшего запоминания дружно нарисовали углём строение растения. И если старшие повторили то, что знают (а мы ведь знаем, что «повторение – мать учения»), то младшие открыли для себя многое впервые.
Пока столы переоборудовались для продолжения занятия (мы хотели перейти от теории к работе руками), ребятам была предложена пятиминутная разминка. Сегодня была выбрана игра «горячая картошка»: ребята должны были быстро перекидывать мяч друг другу, не задерживая его в руках (ведь картошка-то горячая), если кто-то задержал, то он садился в центр до тех пор, пока его кто-нибудь не решит спасти и не выбьет мячом.
На второй части занятия ребята занялись изготовлением бус своими руками. Какие разнообразные материалы были предложены для творчества: и фасоль, и макароны, и крышки от бутылок, и самозатвердевающий пластик, и разнообразные бусинки. К тому же все это можно было красить! Ребят было не остановить! Удовольствия было получено море, а нас поразил кавалер, который изготовил бусы для девочки в качестве извинения за то, что во время игры он попал в нее мячом.
Подробное описание для проведения занятия
Первая часть. Изучаем.
Ведущая – Александра Мановна Голубцова.
Задумка – Александры Мановны Голубцовой.
Ведущий приносит с собой разнообразные листики растений.
- Что это за листики я вам принесла?
- Кленовый (курсивом далее выделено то, что говорят дети)
- Клён. А кто ещё знает, что это клён?
- Я, я.
- Ой, какие молодцы! А вот это, что за листик?
- Это дуб.
- А это?
- Это рябина.
- Да, это рябина. Смотрите, как вы много знаете. А это что?
- Берёза.
- Лиственница.
- Липа.
- Правильно – липа. Так, что же получается, ребята: у растений есть имена, как и у нас. Этого так зовут, этого так. Поэтому мы и говорим – вот дуб, вот берёза? Это тоже как будто имена – только мы не называем это именами, а говорим, что это названия растений.
Дуб – это название растения, клён – это название растения. А отличием мы их как?
- По листикам.
- По листикам, по стволу, по цветам.
- По высоте.
- И по высоте. Вы правы. Вот деревья имеют большие высокие стволы. А у других растений ствола нет, веток больших нет. Как вы называете такие растения?
- Трава.
- Правильно. Это растения травянистые. А ещё, какие бывают растения?
Вот смотрите – у них нет ствола, а веток много, как мы их называем?
- Кусты.
- Кусты. А научное название – кустарники.
Итак, подведём итог – у растений различают следующие жизненные формы: деревья, кустарники, травы.
А по продолжительности жизни, какие бывают растения?
Ясно, что дерево растет много-много лет, мы и говорим – это растение многолетнее.
Кустарники, у которых тоже одревесневшие стебли, сколько живут, как вы думаете?
- Один год.
- Почему один год? В садах ваших – жасмины, сирени – сколько лет живут? Еще вас, наверное, на свете не было, их бабушки и дедушки ваши сажали, а они всё живут, всё радуют нас своими цветами. То есть кустарники тоже многолетники.
А травы – вот они хитрые – они бывают и однолетники, и двулетники, и многолетники.
Если вы прополкой занимались, помогали бабушкам, дедушкам и мамам, то вы знаете, что однолетние сорняки легко выдернуть, а многолетние – их надо с большой силой доставать – они живут много лет, и с ними очень трудно бороться.
Обратите внимание, что, сравнивая однолетние растения и многолетние деревья и кустарники, можно найти много различий. Но как выглядят многолетние деревья и кустарники в первый год жизни? Они маленькие, слабенькие – такие же, как и травянистые растения.
Сейчас мы сделаем рисунок строения растения, который подходит к любому растению.
Внизу нарисуем землю. Какая часть растения находится в земле?
- Корень.
- Молодцы. Корень. А над землей? Стебель и листочки. А чем заканчивается растение? На верхушке растения, что находится?
- Цветок.
- У одних может быть цветочек, а у других – может быть почка. Почки видно особенно хорошо зимой, когда листиков нет. Что из этих почек весной будет?
- Листики.
- Новый будет стебелек и новые будут листочки. А почки, где находятся? Смотрите. Они находятся там, где были когда-то листики. И на верхушке тоже у других растений тоже находится почка, из которой весною снова стебелек будет расти вверх.
Эта схема подходит к любым растениям.
У однолетних растений корешочки – слабенькие и хиленькие, поэтому они из земли легко выдергиваются. Оно до осени доживет и засохнет.
А многолетние сорняки – они живут долго, у них длинные, мощные корневища, бывают клубни, как у картофеля, луковицы.
А кто же двулетники тогда? Вот это вы, наверное, не знаете. Как растет морковка, все видели? А как цветет морковка, никто не видел? Почему? Объясню.
Если вы весной в землю морковку посадите, то из этой морковки вырастет стебелек и на нем будут белые цветочки только на второй год. Обратите внимание – морковка зацветает на второй год жизни. И на этом ее жизнь закончится – она семена даст и засохнет.
Петрушка – двулетник, капуста – двулетник, свекла – двулетник.
Итак, те растения, которые в первый год не цветут, а зацветают на второй год, называются двулетниками.
Подводя итог, мы можем с вами сказать следующее.
Растения имеют листья, стебель, почки, корешки и цветочки.
По жизненным формам растения делятся на: травы, кустарники и деревья.
Растения травянистые могут быть однолетниками, двулетниками и многолетниками.
В заключение выделю следующее – то, что нам на будущее надо знать. Для того чтобы узнать название растения, а растений ведь огромное количество, существуют книги.
Вот книги, по которым мы можем с вами узнать названия растений (ведущий показывает, принесенные с собою книги).
Смотрите, вот – картинки, изображающие растения.
Это ботанический атлас, если вы не знаете названия растения, то вы можете в ботаническом атласе смотреть-смотреть-смотреть и, в конце концов, можете найти то, что вам нужно. А если вы название знаете, то можно посмотреть в конце книжки – есть указатели названий по-русски и по-латински. Так вы можете найти нужное растение.
Еще – посмотрите – есть еще книги – они называются определителями.
Если вы не знаете название растения, то вы можете по определителю это название узнать.
Для того чтобы его узнать, растение надо описать.
А для того, чтобы его описать, нужно овладеть элементарной ботанической грамотностью.
Подробное описание:
Вторая часть. Творим.
Ведущая – Женя Шульпина.
Задумка – Женя Шульпина.
Хорошая идея для совместного творчества детей – это изготовление бус. Для этого можно подобрать разнообразные материалы:
- Самозатвердевающий пластик – бусы из этого материала могут делать и взрослые. Немножко фантазии и вы будете носить их, не снимая. Большой плюс этого материала в том, что вылепленные бусинки, нанизанные на веревочку, затвердеют сами, и после полного высыхания изделие можно смело носить.
- Макароны – тоже очень хороший материал. Подходить и для самых маленьких. Очень хорошо развивают мелкую моторику рук. Макароны можно сначала покрасить, сбрызнуть лаком, а потом нанизать на веревочку. А можно сначала нанизать на веревочку, а потом покрасить.
- Пробки от бутылок – этот материал интересен тем, что казалось бы из совсем ненужных вещей получаются прекрасные работы. Пробки от бутылок также можно смело красить. Конечно, их нужно проткнуть шилом.
- Фасоль – если фасоль предварительно замочить, то она прекрасно будет протыкаться иголкой. В сочетании с другими материалами дает прекрасные результаты.
- Бусины. Если к вышеприведенным материалам добавить разнообразные бусинки, то это замечательно разнообразит работы.
Детям были предложены все вышеназванные материалы. Конечно, необходимы веревочки. Мы взяли не нитки, а более толстые веревочки, чтобы бусы при использовании не порвались.
Автор:
Голубцова Александра Мановна, Шульпина Евгения