Урок: познание мира ( 2 класс )Учитель: Лучшева А.Ю.
Тема: Какие бывают растения.
Цель: 1. Дать представление о том, какие бывают растения.
Задачи: 1. Познакомить с лекарственными растениями.
2. Развивать речь, расширить кругозор.
3. Воспитывать бережное отношение к природе: к растениям.
Ход урока:
Орг.момент.
Объявление темы, целей.
( Звучит музыка П.И. Чайковского « Времена года. Осень.»
Листопад.И. Бунин.Лес, точно терем расписнойЛиловый, золотой, багряный,Весёлой, пёстрою стенойСтоит над светлою поляной.Берёзы, жёлтою резьбойБлестят в лазури голубой.Как вышки ёлочки темнеют,А между клёнами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И осень тихою вдовойВступает в пёстрый терем свой.- О каком времени года говорится в стихотворении?
- А музыка соответствует этому времени года?
- Названия каких деревьев вы услышали в стихотворении?
- Деревья, кустарники, цветы, как можно назвать одним словом?
- Сегодня мы поговорим о том, какие бывают растения.
^ 3. Объяснение нового материала.- В парке становится всё красивее, в какие цвета он окрашивается?
- Постепенно листья опадают. Чуть подует ветер- и они, медленно кружась, опускаются на землю.
- А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете деревья, растущие в нашем городе.
^ 1. Игра « Листопад» Учитель показывает листья, а учащиеся называют деревья, с которых они упали.( Клён, тополь, карагач, дуб.)
- Все ли эти деревья растут у нас в Балхаше?
- Нужны ли нам деревья, для чего?
- Что ещё можно назвать растениями?
2. Ребус.- О каких растениях мы будем говорить , вы узнаете из ребуса.
( Из первых букв каждого слова, вы получите название растений.)
КАРАНДАШ
УДОЧКА
СТОЛ
ТЕТРАДЬ
АРБУЗ
РУЧКА
НОЖНИЦЫ
ИГЛА
КАРАНДАШ
ИГЛА
- Какие кустарники вы знаете?
- Что помимо кислорода дают нам растения?
- Их роль велика: они дают брёвна для дома, доски для мебели, дрова для печки, бумагу, целлюлозу, спички, служат кормом и домом для зверей и птиц, кормят нас.
А ещё растения дарят нам свою красоту. Приходи, любуйся сколько хочешь!
- Посмотрите на общий рисунок, что ещё относится к растениям? ( трава)
3. Кроссворд.- Попробуем разгадать кроссворд из названий травянистых растений.
- Какие-то из них вам уже знакомы, а какие-то вы услышите сегодня в первый раз.
ЛОТОС
ПОДОРОЖНИК
РОМАШКА
ЗВЕРОБОЙ
ЛАНДЫШ
^ А) ЛОТОС.Самый почитаемый цветок в Китае. Символ силы. Немного похож на лилию.Легенда.Богиня Канадева очень сильно полюбила Шиву, но он не любил её, и тогда Канадева решила убить его. Она натянула лук, но поскольку сил у неё было недостаточно, стрела лишь слегка поцарапала тело бога. Из раны выступила капля крови, которая, упав на белые водяные лилии, окрасила их в нежно-розовый цвет. Так возник лотос.- У вас когда-нибудь болело горло?
^ Так вот, чтобы горло не болело, чтобы вы не кашляли, для этого нужно заварить листья лотоса и вы будете вновь здоровы.
- А у вас есть бабушки, у которых болят ноги?
^ Настойка кожуры лотоса поможет вылечить ревматизм- болезнь ног.
Вы сейчас растёте, и вам постоянно нужны витамины. В лотосе их очень много. Вам нужно только заварить из него чай.
^ Б) ПОДОРОЖНИК.Это растение получило своё название от того, что растёт вдоль дорог.- Может кому-то из вас помогло это растение?
Из него заваривают чай, который помогает при кашле.
- У кого болел желудок?
^ Чтобы желудок вас не беспокоил, нужно заварить листья подорожника и получившийся раствор пить несколько дней.
- Чем вы лечите ссадины, царапины, ушибы?
Очень хороший способ, который способствует быстрому заживлению ран: свежие листья подорожника приложить к больному месту. Этим же способом можно пользоваться, когда вас ужалит пчела.
^ Бывает, у некоторых людей гноятся глаза и , чтобы вылечить их, глаза нужно промывать раствором из заваренных листьев подорожника ( отпаренных в горячей воде.
^ В) РОМАШКА.Загадка.Белая рубашка,Жёлтая серёдочка,Листья, словно лодочка!- Когда вы заболеете ангиной или гриппом, чем лечит вас мама?
^ Горло можно вылечить полоская его заваренной ромашкой.
У маленьких детей иногда бывает сыпь и , чтобы её не было, детей купают в воде, в которую добавлено небольшое количество заваренной ромашки.
Также волосы ополаскивают ромашкой, чтобы лучше росли и были крепкими.
Ею также промывают раны для того, чтобы они быстро зажили.
^ Г) ЗВЕРОБОЙ.Неприметное растение, иной раз пройдёшь и не заметишь. Но очень полезное. Народ обнаружил, что эта трава вылечивает 99 болезней.- При помощи следующего ребуса вы легко догадаетесь, что это за растение.
( Рисунок - ЗВЕРЬ, вместо Ь – О + БОЙ.)
Чтоб кишечник работал, как прежде.
Стоматит на беспокоил всех вас.
И простуда покинула прежде,
Чем температура у вас поднялась.
Чтобы раны, ожоги и язвы
Затянулись у вас и прошли.
Чтобы вредных микробов, бактерий
Никакие врачи не нашли.
Чтобы зуд излечить и ушибы
Навсегда позабыть вам про боль.
Знайте, можете вы рассчитывать
На лекарственную траву ЗВЕРОБОЙ.
- Что поможет вылечить зверобой?
^ Д) ЛАНДЫШ. ( По рисунку)
У него очень душистые белые цветы.- Ландыш, также как и ромашка, зверобой помогает при болях в животе.
Заварив сухие листья ландыша, прикладывают к гноящимся глазам в виде примочек.
Этот же раствор помогает снять головную боль, предохраняет от заразных болезней.
^ Осенью, люди часто простывают, и чтобы вылечить насморк, нужно понемногу пить этот же раствор.
- Прочитайте слово в выделенных клетках. ( ТРАВЫ )
- Какие это травы?
Их очень много . И почти все лекарства изготавливают из лекарственных растений. Они очень безопасны и способствуют быстрому выздоровлению.
- Посмотрите на иллюстрации лекарственных растений на доске. О каких мы сейчас не говорили?
ВАСИЛЁК.- У вас на столах имеются карточки, на которых записана легенда, рассказывающая о том, откуда появился василёк.
( Чтение про себя.)
Легенда.Жил-был молодой и красивый парень Василь, единственный сын у родителей. В один из летних дней его околдовали русалки. Они завлекли юношу в поле, защекотали его до смерти и превратили в синий цветок, окраска которого напоминает цвет его глаз. Именем юноши якобы и названо появившееся растение.- О ком говорится в легенде?
- Как Василь оказался в поле?
- Что с ним случилось после?
- Почему его превратили в синий цветок?
Василёк тоже является лекарственной травой. Он также как и зверобой, ромашка благоприятно действует на желудок. Чай из заваренных листьев василька спасает от простудных болезней: насморка, кашля, ангины.
ЖЕНЬШЕНЬ.Есть об этом растении восточная поговорка: « Царь зверей- тигр, а царь растений- женьшень.»Женьшень иначе называют – корнем жизни. Лекарство из женьшеня снимает усталость, улучшает работу желудка, повышает аппетит и работоспособность.
^ Помогает лечить многие болезни, среди них: гастрит ( болезнь желудка), болезнь Боткина, диабет. И также, способствует продлению жизни.
- Вы хотите узнать, откуда произошло растение- женьшень.
Закройте глаза, и послушайте древнюю китайскую легенду.( Диск)
Легенда.Давным-давно жил сильный и мудрый юноша Жень-Шень. Он полюбил Сулу, сестру своего врага. Однажды Жень-Шень и Сулу гуляли по лесу. Вдруг их увидел брат Сулу. Разозлившись, он вытащил нож и нанёс смертельный удар в спину Жень-Шеня. Жень-Шень упав на землю из последних сил сумел нанести ответный удар в сердце врага. Для Сулу это было трагедией. Слёзы текли по её прекрасному лицу.^ И там, где они падали, вырастала трава. И с тех пор траву так и назвали Жень-Шень. Источник силы, для страдающего человека.- Понравилась ли вам легенда?
- Так как называется Жень-Шень в народе? ( Он похож на человека)
- При каких болезнях он помогает?
- Множество растений используется в медицине и помогает излечивать различные болезни.
Как прекрасно, что на Земле есть растения!
Ведь они и выделяют кислород, и служат пищей для животных, люди используют их в различных целях.
Но деятельность людей изменяет условия жизни растений. На месте леса люди строят завод, на месте луга или поляны- ферму. При этом гибнет множество растений.
Очень многие растения становятся редкими из-за того , что люди рвут их ради красивых цветов. Сорвав растения они быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас.
Запомните! Находясь в природе нельзя срывать растения для букетов.
- Я думаю, что после нашего разговора вы знаете, что большое богатство природы- это лекарственные травы. И многие из них занесены в Красную книгу. Собирая лекарственные травы, нужно всегда оставлять часть их, чтобы сохранить эти ценные растения и на будущее.
4. Закрепление.А) Фокус.- Посмотрите на эту таблицу.
- Перечислите названия написанных в ней растений.
- Какие из них лекарственные?
( Ночная фиалка, ландыш, лилия, ромашка, анютины глазки.)
- Не лекарственные? ( Колокольчик,хризантема, роза, гладиолус, гвоздика, тюльпан.)
- А теперь я предлагаю поиграть в игру. Вы загадываете любое растение, имеющееся на этой карте и говорите, из скольких букв оно состоит. Я попробую догадаться, какое же растение вы загадали.
Б) Тест-опрос. Каждый цветок я пронцмеровала. Сейчас я буду говорить информацию о цветке, не показывая его, а вы в каждом окошечке, будете записывать не название цветка, а его номер.
Лотос-1, подорожник-2, ромашка-3, зверобой-4, ландыш-5, василёк-6, женьшень-7.
Это растение спасает от болей в горле, кашле, им ополаскивают волосы, для их укрепления. ( Лепестки белые, вытянутые.)
Это растение помогает при болях в животе, снимает головную боль, вылечивает насморк. У него душистые белые цветки ( похожи на колокольчики)
В народе, это растение называют корнем жизни, потому что спасает от многих болезней? Болезни желудка, Боткина, диабета, а также снимает усталость.
У него очень интересное название. В народе говорят, что оно спасает от 99 болезней. Среди них простуда, стоматит, заживляет раны, ушибы.
Это растение синего цвета хорошо действует на желудок. ( Само название говорит о том, какого оно цвета.)
А это растение лечит кашель, желудок, сыпь, укусы насекомых, гноящиеся глаза. Своё название оно получило от того, что растёт вдоль дорог.
^ 5. Подведение итогов.В. БерестовДерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни.Разработка урокапознания мира( 2 класс )«Какие бывают растения»